Как правильно бороться с коррозией на кузове автомобиля

Как правильно бороться с коррозией на кузове автомобиля Разное

Всем автовладельцам хочется, чтобы автомобиль служил как можно дольше. Бережная эксплуатация, современные техосмотры и ремонт, конечно, помогают сохранить авто в хорошем состоянии. Однако есть проблема, избежать которую не всегда удаётся. Это коррозия кузова. Вопреки распространённому мнению, ржавчина появляется не только на старых машинах — даже свежие авто, недавно покинувшие конвейер, к сожалению, не застрахованы от этой напасти.

Влажный климат, агрессивные реагенты, которыми зимой посыпают дороги, неизбежные сколы на ЛКП из-за отскакивающих камней — всё это способствует появлению так называемых рыжиков — очагов коррозии на кузове автомобиля. Почему машина начинает ржаветь и как правильно бороться с коррозией — разбираемся в статье сервиса кузовного ремонта KUTUZOVV.

Почему на кузове автомобиля появляется ржавчина?

Коррозия — это химический процесс окисления металла, в результате которого образуется оксид железа, который и является ржавчиной. Окисление возможно только в том случае, если металл взаимодействует с кислородом, так как он выступает окислителем. А вода, соль, реагенты во много раз ускоряют реакцию, из-за чего коррозия распространяется быстрее.

Кузов автомобиля имеет защитное лакокрасочное покрытие, задача которого — изолировать металл от доступа кислорода. Однако ЛКП со временем повреждается, из-за чего его слои больше не могут изолировать металлические элементы полностью. В тех местах, где кислород контактирует с металлом, неизбежно зарождаются очаги коррозии.

Типы коррозии

На кузовных деталях, как правило, возникают два вида коррозии:

  • химическая;
  • электрохимическая.

Химическая — это пример окисления путём контакта металла с кислородом, или по-другому — естественное ржавление. Однако этот тип ржавления можно считать более щадящим, потому что при такой реакции на поверхности быстро образуется плёнка окисла, которая перекрывает доступ воздуха к повреждённой области, в результате чего процесс замедляется или вовсе останавливается.

Гораздо более неприятной для владельцев авто является электрохимическая коррозия. Она возникает при контакте металла с водой. Из школьного курса химии мы помним, что формула воды — H2O, то есть молекула содержит два атома водорода и один атом кислорода. Соответственно, в воде уже содержится элемент, необходимый для окисления металла — кислород, а сама она при этом является электролитом, то есть средой для ионов металла и электронов.

Соответственно, безобидная на первый взгляд вода, соединяясь с металлом, по сути образует гальваническую пару, что в итоге только ускоряет коррозионный процесс, делая его непрекращающимся. При этом в воде присутствует немало растворённых веществ, например, соль и другие реагенты, которые становятся дополнительным катализатором процесса ржавления. Всё это приводит к появлению пресловутых рыжиков, а при отсутствии своевременного ремонта вовсе вызывает частичное разрушение металла.

Опасность электрохимической коррозии состоит в том, что вызванная водой и кислородом реакция не останавливается сама по себе. Ржавчина будет «поедать» кузов автомобиля дальше, если ничего не предпринять. Это похоже на инфекцию, которая со временем распроняется на здоровые ткани.

Влияние ржавчины на разные металлы

Чаще всего в производстве кузовных элементов используют два типа металлов — сталь и алюминий. Коррозия на них развивается по-разному. Если рассматривать сталь, то здесь всё довольно просто — при ржавлении она меняет цвет, то есть образуются рыжики, по которым нетрудно выявить проблему. Но с алюминием, увы, всё не так однозначно. Этот металл окисляется без очевидных цветовых маркеров, что значительно затрудняет визуальное определение проблемы.

При контакте с кислородом алюминий быстро окисляется, а на его поверхности образуется оксидная плёнка, которая, как мы уже говорили выше, «консервирует» поражённую область. Но если целостность этой плёнки по какой-то причине будет нарушена, процесс возобновится. Металл при этом «рыхлеет», на нём появляются кратеры, что говорит о коррозионном разрушении.

Алюминий более лёгкий металл, чем сталь, поэтому при их контакте и возникновении разницы электрических потенциалов первым страдает именно алюминий. Зная об этом, производители комбинированных стально-алюминиевых кузовов используют специальные изолирующие слои. Однако со временем они могут терять свою эффективность, что также приводит к ржавлению.

На каких элементах кузова чаще всего появляется коррозия

Наибольшему риску подвержены элементы, которые чаще контактируют с отскакивающими от дроги камнями, реагентами и т.д. Это крылья, пороги, капот, стойки лобового стекла. Также часто рыжики появляются на крышке багажника из-за неаккуратного извлечения грузов. К тому же некоторые марки автомобилей страдают типичными «болячками», как, например, машины группы VAG, для которых коррозия на порогах или крыльях, к сожалению, распространённое явление.

Колёсные арки, пороги и нижние кромки дверей обычно становятся первыми, где появляются рыжики. Это связано с более высокой степенью износа ЛКП по сравнению с другими элементами кузова. К тому же это те части, которые редко попадают в поле зрения владельца, а потому заметить первые признаки ржавления сразу практически невозможно.

Большего внимания заслуживают те детали, где ранее уже проводились ремонтные работы. К сожалению, далеко не все мастера подходят к работе должным образом. Полностью удалить ржавчину с элемента может быть непросто, иногда недобросовестные кузовщики просто покрывают не до конца убранную рыжину шпатлёвкой и новым слоем ЛКП. Но проблема в том, что ржавчина распространяется подобно плесени, если её не убрать полностью. Металл продолжит ржаветь под ЛКП. Первое время вы этого не будете замечать, но рано или поздно рыжики покажутся вновь.

Как бороться с коррозией самостоятельно

Конечно, для устранения ржавчины всегда лучше обращаться к профессиональным кузовщикам. Однако не всегда у автовладельцев есть возможности для этого. Поэтому в качестве первой помощи своему автомобилю можно воспользоваться методами самостоятельного устранения коррозии.

Механический метод

При использовании механического способа металл, повреждённый ржавчиной, зачищается, а затем покрывается специальными противокоррозионными составами и лакокрасочным покрытием. Такой способ, как правило, используют, если площадь поражения большая. Но в том случае, когда коррозия глубоко проникла в металл или «проела» его насквозь, зачистка не поможет. Здесь потребуется вырезать повреждённый фрагмент, а затем приваривать заплатку. Это касается в основном несъёмных элементов, например, порогов. Детали кузова, которые можно заменить, обычно просто меняют.

Преимущества способа:

  • несложный процесс, доступные инструменты;
  • можно работать при любой температуре;
  • обработка очень эффективна при соблюдении технологии.

Минусы:

  • есть вероятность задеть ЛКП на нетронутом участке кузова;
  • толщину снимаемого металла сложно проконтролировать, особенно при недостатке опыта;
  • в труднодоступных местах применить метод сложно, а иногда вовсе невозможно.

Химический метод

Для устранения ржавления используются специальные химические вещества, чаще всего на основе ортофосфорной кислоты. При взаимодействии с ржавчиной такие вещества растворяют следы коррозии, а оставшиеся соединения становятся безвредны для кузова автомобиля.

Кроме кислотосодержащих средств, есть продукты на основе танина. Такие вещества не преобразуют ржавчину, а стабилизируют её, предотвращая дальнейшее распространение.

Преимущества метода:

  • можно обработать сложнодоступные места;
  • вещество проникает глубоко в очаг коррозии;
  • можно найти средства, которые не влияют на ЛКП.

Минусы:

  • химикаты токсичны, поэтому работать нужно в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства индивидуальной защиты;
  • химическая реакция замедляется и теряет эффективность при низких температурах;
  • многие средства нужно смывать с помощью специальных нейтрализаторов и затем высушивать поверхность.

Как убрать ржавчину с кузова авто

Как убрать ржавчину с кузова авто

Работа по устранению коррозии начинается с выбора правильного места. Так как этот процесс требует хорошего освещения и сухости, работать на открытом воздухе не рекомендуется. Однако помните, что при работе с химическими веществами нужно позаботиться о хорошей вентиляции.

Убираем механическим способом

1. Подготовка инструмента

Чтобы устранить коррозию с поверхности металла, могут понадобиться: металлическая щётка, наждачная бумага, шлифовальная машина. Щётка пригодится в том случае, если обработке подлежит большая площадь, а ржавчина уже начала отслаиваться. Шлифмашина и наждачка — основные инструменты для снятия поражённого коррозией слоя металла. Шлифовальная машина позволяет значительно ускорить процесс, однако не всегда она применима. Например, если зона поражения небольшая или находится в таком месте, куда с машинкой не подлезть, зачистку выполняют руками с помощью наждачки разной зернистости. При обработке обычно используют более мелкое зерно, чтобы избежать чрезмерного повреждения металла. Оптимально — Р120.

Также для работы понадобится обезжириватель, растворитель и чистая сухая ткань. Растворитель помогает полностью убрать металлическую пыль, остающуюся после шкурения. А обезжиривателем обрабатывают поверхность перед покраской, чтобы убрать масляную плёнку. Это улучшает адгезию ЛКП с деталью кузова.

Помните, что использовать воду для очищения обработанного участка нельзя. Она провоцирует почти моментальное появление ржавого налёта.

2. Защита кузова

Участки кузова автомобиля, которые не планируется шлифовать, необходимо защитить во избежание случайных повреждений. Обрабатываемую зону по периметру нужно оклеить малярным скотчем, а ближайшие панели закрыть бумагой или плёнкой. Металлическая стружка, летящая при шлифовке, может попасть на другие участки и повредить ЛКП.

3. Удаление рыхлой ржавчины

Чем дольше прогрессирует коррозия, тем сильнее она разъедает металл. Со времени он начинает расслаиваться, и поражённые участки выглядят как «хлопья» ржавчины. Их можно убрать с помощью металлической щётки.

4. Зачистка.

Это основная и наиболее сложная часть процесса. Металл необходимо зачищать постепенно, снимая повреждённые слои. Делать это надо до полного устранения очага коррозии. Как правило, на стальных деталях после снятия верхних рыжиков появляются чёрные повреждения — это и есть очаги. Шлифовку следует продолжать до тех пор, пока металл не будет полностью очищен от поражений.

5. Осмотр

После шлифовки необходимо внимательно осмотреть обработанную зону. На металле не должно быть кратеров и глубоких повреждений, только мелкие засечки от шкурения.

6. Удаление металлической пыли

Чтобы убрать металлические частицы, сначала смахните их сухой тряпкой, а затем протрите область растворителем.

Помните и о собственной безопасности. Во время шлифовки в воздух поднимается большое количество металлической пыли, вдыхать которую нежелательно. Поэтому используйте респиратор и перчатки для защиты дыхательных путей и кожных покровов.

Убираем химическим способом

1. Подготовка инструментов

Для подготовки поверхности и нанесения состава могут потребоваться следующие инструменты: металлическая щётка, наждачная бумага, кисть (лучше с натуральным ворсом), растворитель, сода или нашатырный спирт, чистая ткань и, конечно, сам преобразователь ржавчины.

Средства для удаления рыжиков поставляются в разных форматах — от жидкостей и спреев до паст. Жидкие и аэрозольные средства удобнее использовать в труднодоступных местах. А густые пасты хорошо подходят для площадных открытых участков. Наибольшей эффективностью характеризуются кислотосодержащие продукты. Но нужно учитывать, что многие такие вещества нуждаются в последующей нейтрализации. Для этого как раз используется сода или нашатырь. Обязательно прочтите инструкцию перед использованием химиката.

Некоторые преобразователи после применения оставляют на поверхности грунтовочный слой. В таком случае грунтовать обрабатываемую область не требуется, можно сразу наносить новое ЛКП. Часто в состав средств добавляют цинк. Но важно понимать, что средство с цинком не заменяет цинкование, которое выполняют на заводе или в профильных мастерских.

Учитывайте, что некоторые составы могут разъедать лакокрасочное покрытие. Поэтому использовать их нужно аккуратно, изолируя незатронутые ржавчиной участки.

2. Удаление рыхлой ржавчины

С помощью железной щётки и наждачки обработайте участок от хлопьев ржавчины, а затем смахните остатки сухой тканью.

3. Нанесение преобразователя

В соответствии с инструкцией и типом средства нанесите состав на выбранную область. Когда средство вступит в реакцию, ржавчина начнёт пузыриться и отслаиваться. Выдержите указанное в инструкции время, а затем удалите остатки средства. При необходимости используйте нейтрализатор.

При сильных повреждениях преобразователь может не устранить ржавчину с первого раза, поэтому, возможно, процедуру придётся повторить.

4. Осмотр

Тщательно осмотрите обработанную деталь кузова. На ней не должно остаться рыжиков. Если средство, которое вы использовали, не создаёт защитный слой, протрите поверхность растворителем.

Помните, что кислотные преобразователи применяют только на стальных элементах. Для удаления ржавчины с алюминия необходимо использовать щёлочь.

Как затормозить коррозионный процесс

Как затормозить коррозионный процесс

Если вы обнаружили рыжики на своей машине, но у вас сейчас нет возможности заняться ими, можно временно затормозить коррозионный процесс. Лучший вариант — консервация «заражённого» участка. Для этого используют синтетическое масло и специальный автомобильный пластилин.

Очистите место, где железо начало гнить, а затем обработайте его маслом. Можно использовать даже так называемую «отработку», то есть отработанное масло, слитое из двигателя. После этого зону необходимо покрыть автомобильным пластилином. Это позволит законсервировать участок, лишив его доступа кислорода и влаги, без которых дальнейшее распространении ржавчины невозможно.

Такой способ позволяет отсрочить ремонт на несколько недель или даже месяцев. Но важно помнить, что это всего лишь временное решение и затягивать с устранением проблемы не стоит, в любом случае потребуется обработка автомобиля от коррозии, цена услуги зависит от области и степени поражения.

Мастера сервиса кузовного ремонта KUTUZOVV проведут диагностику вашего авто, выявят очаги поражения и рассчитают точную стоимость ремонта. Гарантируем 100% устранение коррозии, используем профессиональное оборудование и новейшие технологии.

admin
Оцените автора
LastMen - мужской журнал
Добавить комментарий