Нет ничего удивительного в том, что, говоря о стройных мужчинах и о том, как им надлежит одеваться, я буду брать за образец одежду величайших мужей. В каждую эпоху бытовали свои представления об идеальной фигуре, и одежда эпохи предназначалась для приближения к этому идеалу. Во времена Ренессанса мужчины носили разные виды камзолов и туник, дополняющие крепкие коренастые фигуры, которые были тогда в моде. В XVIII и начале XIXв., когда от постоянных занятий верховой ездой у мужчин развивались рельефные мышцы бедер и икр, они начали носить облегающие бриджи и чулки, чтобы, как говорится, выставить ноги напоказ. В конце XIXв., в ходе бурной индустриализации, появилась целая генерация миллионеров, тучность стала признаком процветания, а в моду вошли темные костюмы с жилетами и длинными пиджаками. На протяжении всего XX века идеальной считается стройная фигура, потому неудивительно, что предназначение нашей одежды — способствовать соответствию этому идеалу. Все известнейшие щеголи нашего времени обладают именно такой фигурой. А поскольку мужчины почти всегда выбирают путь, проторенный кем-то другим, и в манере одеваться следуют чьему-то примеру, то благоразумный человек пойдет по пути, проложенному известными людьми с хорошим вкусом, и будет подражать самым эффектным из них, дабы поймать отблеск чужой славы, если собственная не столь велика. Ему надлежит поступать как опытному стрелку, который, зная, что выбранная цель слишком далека, целится чуть выше, но не потому, что надеется достичь такой высоты при выстреле, а чтобы завышенный прицел помог ему попасть в цель.
Следовательно, можно утверждать, что среди мужчин, одаренных фортуной стройной фигурой, которую, в отличие от многих других, украшают самые стильные ткани, рисунки и детали, встречается гораздо больше непревзойденных денди, чем среди мужчин любого другого телосложения. А так как стремление хорошо одеваться зачастую легко отбить или помешать ему пустить корни в тех, на ком неважно смотрится любая одежда, не стоит удивляться тому, что и в наши времена стройные мужчины заняли все места в клубе выдающихся щеголей. Коль скоро речь зашла о тех, кто демонстрирует безупречный вкус в одежде, назову величайших из них: Энтони Иден, Фред Астер, Кэри Грант, герцог Виндзорский и другие. И хотя не следовало бы заострять внимание на Идене, поскольку он как политик был вынужден почти все время носить темные костюмы из гладкой шерсти, он тем не менее заслуживает восхищения уже тем, что сумел привнести стильность в те круги, где он вращался, например, заказывая однобортные пиджаки с заостренными лацканами. Но обратимся лучше к Астеру и другим обладателям чувства идеального стиля. Если изучить их привычки и вкусы, то становится ясно, что эти люди испробовали на себе все существующие стили и даже создали новые.
В минувшем веке герцог вместе с его портным ввел в моду одежду, сшитую на заказ, о которой мы подробно поговорим далее; привез в город коричневые туфли и клетчатые костюмы, первым надел вечернюю сорочку с воротником с отворотами, изобрел воротник специально под крупные узлы галстуков, которые он предпочитал, приложил руку ко многим новым фасонам, а также воскресил немало прекрасных старинных, но забытых. Одеваясь элегантно и в то же время удобно, Астер первым подал пример сторонникам жестких рубашек с негнущимися воротниками и таких же пиджаков; именно ему приписывают честь изобретения особого пышного способа («фонарик») вкладывать платок в нагрудный карман; он нагляднее, чем кто-либо, продемонстрировал безграничные возможности того, кто уделяет должное внимание своим носкам. Грант превратил в модный аксессуар однотонный галстук, а также, одеваясь в серые костюмы, белые рубашки и серебристые галстуки, создал «монохромный» облик прежде, чем Реджис Филбин научился вязать галстучные узлы. Эти нововведения прославили известных франтов, а бесспорные достоинства позволили им диктовать моду, развивать стильность в мужской одежде и этим покрыть себя немеркнущей славой.
Обладатели стройных фигур, которым так идет современная одежда, могут не быть новаторами высшего ранга, но им полезны чужие нововведения, а также все прочие элементы стильной одежды, упомянутые ранее и которые будут обсуждаться далее.
Стройный мужчина должен знать, что его худобу выгодно оттеняют фланели, твиды и твилы (или саржа — ткань в диагональный рубчик), растягивают по ширине всевозможные клетки и решетки, красиво драпируют свободные пиджаки с естественной шириной плеч и довольно широкие брюки со складками на поясе, дополняют запонки, платки в нагрудном кармане, зажимы для галстуков. Также мужчинам со стройным телосложением подойдет стиль гэтсби, которые поможет не только красиво выглядеть, но и выделиться в толпе. И поскольку все перечисленное смотрится более стильно, чем простые скромные костюмы, воистину стройный мужчина одарен судьбой щедрее, чем какой-либо другой. Иден, Астер, Грант и Виндзор не достигли бы таких высот, не будь у них возможности одеваться столь стильно и модно.
Столь яркие примеры хочу дополнить примером поскромнее, но тем не менее сопоставимым с остальными — я имею в виду Адольфа Менжу. Начав карьеру более чем скромно, со временем он стал принцем Голливуда. Но это не значит, что от фортуны ему перепало нечто большее, нежели удачный шанс. В те времена, когда весь Голливуд изнывал под гнетом художников по костюмам, Адольф Менжу наотрез отказался изменять собственному стилю и, подобно вышеназванным персонам, всегда одевался в свои, сшитые на заказ костюмы, обувь и рубашки. Он обладал умением всегда разглядеть удачные возможности и не упустил ни одной из них, всегда одевался с большим вкусом и безупречной элегантностью.