Сюртук считался ключевой деталью мужского костюма позапрошлого века: его носили и военные, и любители жизни в селе, и обычные горожане. Это может показаться странным, но носят его и сегодня. Однако, его внешний вид потерпел некоторые изменения и совершенствования.
Мужской сюртук: история и особенности
Знаете ли вы, что в 1860-е годы Владимир Даль охарактеризовал пиджак как короткий мужской сюртук по бедра. Действительно, 19 век был эпохой, когда ключевой деталью мужского костюма был именно сюртук. В свое время, а именно в 18 веке, он пришел на смену более торжественному жюстокору и камзолу и продержался в мужской моде почти полтора века, претерпев, правда, серьезные изменения. От пиджака сюртук отличается в первую очередь длиной – его полы в некоторые моменты могли спускаться ниже колен, потому их приходилось подбирать, когда мужчина садился. Кроме того, у него отсутствуют выемки спереди.
Из каких тканей его шили
На протяжении полутора столетий мода на ткани менялась, но наиболее популярными тканями для пошива мужских сюртуков были эти:
- Казинет. Хлопчатобумажный или шерстяной, как правило, одноцветный, материал с саржевым плетением;
- Камлот. Материал из ангорской или верблюжьей шерсти с добавлением шелка;
- Шалон. Легкий шерстяной материал в диагональную полоску. Главная его особенность заключалась в том, что между изнаночной и лицевой частью не было никакой разницы.
Цвет
Сегодня это кажется удивительным, но на протяжении позапрошлого века были в моде яркие цвета мужской одежды. Так, в России одно время был популярен цвет пылающего Парижа. Именно поэтому мужские сюртуки, фраки, пиджаки и прочие элементы ардероба тех времен шили из тканей зеленых, вишневых, брусничных и не только. Черные и серые цвета мужской одежды прочно вошли в обиход только в 1860-е годы. В конце 19 — начале 20 века также были допустимы серебристо-голубой и бежевый оттени для гардероба мужчин.
Сюртуки 19 века
В конце 19 века произошла настоящая модная революция. На место шелка и парчи пришли сукно и шерсть. Отошли в прошлое и короткие штаны. Изменился и силуэт мужского костюма, который стал более вытянутым. Яркой могла быть только жилетка, а основным предметом мужского гардероба стал фрак. Долгое время они мирно сосуществовали с сюртуком. Но к 1840 годам фрак стал парадной мужской одеждой, а сюртук – повседневным. В России сюртуки появились лишь в 1810-х годах. В то время эта одежда была однобортной и с пышными рукавами — буфами. Обязательными были передние пуговицы в два ряда, начинавшиеся от середины груди или даже горловины и заканчивающиеся на талии. Сзади на мужских сюртуках располагались две пуговицы в районе пояса.
Двубортный мужской сюртук 19 века
В 1820-е сюртук стал основным предметом повседневной мужской одежды. Тогда он мог быть и черным, и цветным. Утренним нарядом считался именно черный сюртук застегнутый до самого верха, а для послеобеденных визитов считался уместным цветной и открытый вариант. Его сочетали с панталонами (либо светлыми, либо полосатыми), светлой жилеткой и галстуком. Последний мог быть фуляровым или атласным. Уже тогда его носили не только городские жители, но и солдаты, любители охоты и прочие представители высшего или среднего класса.
Уже к 1850-м годам модели мужских сюртуков стали короче. С этого момента он стал медленно превращаться в пиджак. Тогда стали популярны модели, похожие на военную форму, то есть, с длинной дорожкой пуговиц в два ряда.
Сюртук офицерский в начале 19 века
Их фасон тоже часто менялся, но в России в качестве военной формы был принят длинный мужской сюртук: полы доходили до самых колен, а подкладка была красная. Шили их из добротного сукна темно-зеленого цвета. Модель была двубортной и застегивалась на обе стороны, потому на каждый из бортов нашивались шесть пуговиц из меди.
К задней части (чуть пониже, чем лиф), пришивали карманные клапаны (2 штуки). Материалом для них служило сукно темно-зеленого цвета, причем выпушка была красная. Воротник же по покрою и цвету очень походил на мундирный. Слева на талии делалась прорезь, похожая на ту, что была у шинелей и предназначалась для шпаги. Военный сюртук носили с офицерский шарфом. Зимой его утепляли при помощи всевозможных подкладок.
Французская модель отличалась от русской цветом, карманами, отделкой и подкладкой, а также тем, что вместо шлицы сзади у нее был обычный разрез.
Сюртуки конца 19 — начала 20 веков
Исторически так сложилось, что 19 веком считают период с 1789 по 1914 год. Сюртук мужской окончательно вышел из моды именно с началом Первой Мировой войны. Но на стыке веков он был все еще актуален, хоть и очень изменился внешне. Во-первых, тогда стала модной подтянутая фигура у мужчин. Чтобы это подчеркнуть, джентльмены стали носить более длинные модели сюртуков. Обычно они были двубортными, слегка приталенными или в меру свободными. Воротник мог быть и маленьким, и большим, но обязательно отложным. Сочетали их с белоснежной рубашкой и жилетом, который мог быть и контрастным, и однотонным, но уже не таким ярким, как 100 или 50 лет назад.
Уже ближе к началу 20 века сюртук снова стал короче и более минималистичным. Теперь он мог похвастаться более лаконичным кроем, минималистичным дизайном и сдержанными, привычными для современного человека, цветами. Тогда же появилась и альтернатива фраку – более демократичный смокинг. Бархатный сюртук использовался как вариант для отдыха, а для повседневных вариантов использовалась шерсть и лен.
Современные сюртуки
Вы удивитесь, но сюртук мужской продолжает существовать и в современное время. При этом, носить его могут не только актеры в фильмах о позапрошлом столетии. Он может стать альтернативой смокингу на праздничном мероприятии и даже альтернативой деловому костюму. В качестве вечернего варианта подойдет модель двубортная с пуговицами, которые обтянуты той же тканью, из которой сюртук сшит.
Как и на старинных моделях, располагаются они в два вертикальных ряда. Сочетаются с воротником-стойкой или отложным. На линии талии часто располагаются карманы, которые могут быть как прорезными, так и с клапанами. Также спереди может находиться маленький карман для платка.