Данные говорят о том, что почти каждый пятый автомобиль, который реализовали на авторынке в 2023 году, является электрическим. Речь идет о новых авто. Доля так называемых «электричек» в мире постоянно растет. И, конечно, вокруг новшества довольно много мифов и заблуждений. Что привлекает автолюбителей в электрических машинах? Прежде всего — экономичность. Например, взяв в аренду авто у Atomobility на заправках можно сэкономить от 1000 рублей за 100 км. А что там с удобством, практичностью и сервисом? Давайте разбираться — на каком авто лучше будет отправиться путешествовать — с традиционным ДВС или электро.
Ездить на электричестве дешевле, чем на бензине
Первое, о чем задумываются путешественники — экономия. Часто именно расходы на бензин или дизель становятся камнем преткновения для тех, кто планирует отправиться в дальнюю поездку на автомобиле. Итак, вы посмотрели на карту своего маршрута и увидели — на его протяжении достаточно заправок, где можно будет подзарядить электрический авто. Но ведь важна не только возможность зарядки, а еще и расход. Давайте постараемся вычислить средний показатель. Кстати, составить собственное мнение о возможностях электромобиля вы можете и самостоятельно. Пока на рынке не так много компаний, которые предлагают услуги по аренде электромобилей. Тем не менее, в таких компаниях как Atomobility можно взять электромобиль в долгосрочную аренду, получив полноценный и бесценный опыт владения авто на электротяге без серьезных затрат на покупку. Atomobility поможет вам определиться и с моделью электромобиля.
Теперь перейдем к более конкретным подсчетам. При использовании легковых автомобилей с ДВС в городском и пригородном режиме, расход топлива составляет приблизительно от 7 до 10 литров на 100 километров. Кроссоверы потребляют около 10-12 литров, внедорожники, даже на дизеле, – от 11 до 14, а премиальные SUV могут «съедать» от 15 до 20 литров на каждую сотню километров.
Учитывая среднюю стоимость бензина по стране в 2023 году – 53 рубля за литр, владельцы автомобилей с ДВС тратят от 450 до 1100 рублей за каждые 100 километров, в зависимости от класса автомобиля. Такие подсчеты может провести каждый владелец, просто используя практические данные своего авто.
При бережной и экономичной езде, легковой электромобиль расходует примерно 15 кВт/ч энергии на 100 километров. Однако, в реальных условиях средний расход в городском и пригородном режимах может достигать 20 кВт/ч, а для SUV этот показатель еще выше – 25 кВт/ч.
Где производить заправку или зарядку
Еще один важный момент — где именно в путешествии вы будете проводить зарядку электромобиля, тариф, по которым будет проводиться оплата. Существующие варианты:
- быстрые зарядные станции. Выдают постоянный ток (по цене 20 рублей за кВт/ч) – от 400 до 600 рублей на сотню;
- коммерческие станции (медленная зарядка) (от 9 рублей за кВт/ч) – от 180 до 300 рублей;
- дневной тариф (примерно 8 рублей за кВт/ч) – от 160 до 200 рублей;
- одноставочный тариф (примерно 4 рубля за кВт/ч) – от 80 до 100 рублей;
- ночной тариф (примерно 2 рубля за кВт/ч) – от 40 до 50 рублей.
Сразу становится очевидным — стоимость пробега на электроавтомобиле в путешествии ниже, чем на авто с ДВС или дизеле. Владельцы такого транспорта часто проводят зарядку дома от сети, используя обычную розетку. Хотя производители рекомендуют приобретать и устанавливать специальное настенное зарядное устройство, которое позволит пополнять заряд безопасно и быстро. Но в путешествии придется искать точки заряда. И здесь есть еще один способ сэкономить — часто в городах устанавливают бесплатные зарядные станции. Например, на парковках гостиниц, ресторанов, в общественных пространствах и др.
Время зарядки
А вот этот момент по какой-то причине многие упускают из виду. Все дело в том, что даже так называемая ультрабыстрая зарядка позволит вам полностью «заправить» батарею авто примерно за полчаса. А вот обычные зарядные станции потребуют от вас еще более длительного присутствия — до 8 часов. Этот момент очень важно учитывать в путешествии. Кстати, довольно часто быстрозарядные станции располагают рядом с ТЦ или гипермаркетами. Вы оставляете своего железного коня на зарядке, а сами пополняете запасы провианта или делаете другие необходимые в путешествии дела. Что касается медленных станций, на маршруте стоит выбирать места отдыха, где можно оставить авто на зарядке на длительное время. Например, на ночь. Стоит понимать, что такие услуги предоставляют только гостям заведений. Для тех, кто не планирует остановиться в гостинице взарядке может быть отказано или услуга будет платной.
И здесь отметим, что стоимость квт/ч на быстрозарядной станции в разы выше, чем на медленной. И если вы планируете на всем маршруте своего путешествия проводить зарядку именно на таких точках, разница между бензиновым авто и электромобилем в стоимости поездки резко сократится.
А если путешествуете зимой
Владельцы авто на бензине и дизеле знают как увеличивается расход топлива в зимних условиях. Прибавка составляет примерно 10-15 процентов. Огромную роль в этом играет прогрев двигателя на морозе. При длительной поездке данные выравниваются и расход приближается к среднегодовому. Та же история и с электромобилями. Расход может увеличиться на 25 % в том случае, если зарядку проводят в паркинге или гараже. Все дело в необходимости обогрева батареи и салона. Если подзарядку производят на улице, используют авто для нечастых поездок (то есть необходимы частые прогревы) — на все 50 %. Можно сказать, что зимой стоимость 100 км для электрической легковушки вырастет примерно на 200-300 рублей, а если вы путешествуете на внедорожнике — еще выше. Но это при условии, что вы передвигаетесь по городу с остановками и частыми прогревами. Стоимость дальней поездки вырастет незначительно.
Не стоит забывать и о том, что электромобили оснащены системами рекуперации, то есть при замедлении (без которого практически невозможно двигаться в современном городском потоке), авто возвращает себе часть потраченной энергии.
Расход на магистрали
Если большая часть вашего путешествия будет проходить на автомагистрали, воспользоваться преимуществами системы рекуперации не получится. Преимущества электродвигателя в этом случае минимальны. При этом действует те же законы физики, что и в случае с ДВС — расход энергии увеличивается пропорционально квадрату скорости. Мы сейчас не говорим о случаях «экономной езды», когда владелец двигается с указанной производителем скоростью, чтобы достичь показателей, указанных в описании модели. Такое путешествие позволит сэкономить, но вот времени придется потратить гораздо больше.
И в случае с авто с ДВС, и с летромобилем действует единое правило — увеличиваем скорость движения, значит увеличиваем и расход энергии. А значит, уменьшаем запас хода. Например, при скорости 130-150 км/ч стоимость 100 км хода вырастет довольно существенно. Если скорость увеличить еще больше, будет заметно как заряд тает просто на глазах. А ведь довольно часто электромобили обладают огромным запасом мощности и позволяют преодолевать большие расстояния гораздо быстрее, чем на даже самых мощных бензиновых или дизельных авто.
Стоимость обслуживания авто
А что там с обслуживанием? Те, кто часто путешествует на машине, знают насколько капризными бывают современные автомобили. Даже новые и ухоженные в техническом плане. Перед длительной поездкой рекомендуется сделать ТО. Например, поменять маслоа и фильтры, заменить важные жидкости. В зависимости от того какой именно маркой и моделью вы владеете, стоимость подготовительного ТО будет разниться. Но точно не будет очень дешевым.
С электромобилем все гораздо проще. То ему необходимо примерно раз в 2-3 года. В авто такого типа просто нечему изнашиваться. Замена масла в редукторе, если он присутствует, не требуется так часто, как в автомобилях с автоматической коробкой передач, иногда даже вовсе не требуется. Кроме того, тормозная система у электромобилей предлагает больше удобств. Благодаря системе рекуперации срок службы тормозных колодок удваивается. Например, если производитель Porsche Taycan рекомендует проверку их состояния каждые 60 000 километров, то у аналогичной модели этого производителя, но с ДВС, замену колодок придется произвести уже несколько раз.
Фактически регулярное обслуживание электромобиля потребует от вас самых простых вещей — долив антифриза (приобрести его вы без проблем сможете в путешествии), замена салонного фильтра, проверка светотехники. Если вы пока не решились на покупку электромобиля и только присматриваетесь к такой технике, просто возьмите авто в долговременную аренду в Atomobility. Вам не придется думать об обслуживании машины до путешествия и после него. Специалисты компании все сделают за вас.
Важно: в мире взят курс на стимулирование развития электротранспорта. Особенно это касается больших городов, жители которых задыхаются от выхлопов. В ряде регионов России владельцам электромобилей предоставляют льготы — платить транспортный налог не придется. Такая норма действует с 2020 года. Обратите внимание — льгота распространяется только на электромобили, владельцы гибридов не смогут ей воспользоваться.
А что с парковками
Довольно часто можно услышать мнение — для электрокаров огромное количество льгот. В том числе и бесплатные парковки. И это справедливое утверждение, но только отчасти. Например, в Москве владельцы леткромобидей имеют право парковаться бесплатно везде — по всей улично-дорожной сети. Но важно, чтобы автомобиль имел регистрацию именно как электрокар, а не гибрид. А вот другие регионы не так однозначны в своей поддержке электротранспорта. Например, в северной столице вам нужно будет получить предварительное разрешение на бесплатную парковку, то есть зарегистрировать ТС в системе. Если отправляетесь в путешествие по городам России, тщательно составляйте дорожный план, узнавая все нюансы присутствия электрокара на улицах городов.
Итоги
Так что же в итоге? С уверенностью можно сказать, что путешествие на электромобиле более выгодно, чем поездка на автомобиле с ДВС. Но с некоторыми оговорками. Во-первых — место зарядки. Дешевле будет использовать медленные зарядные станции. Есть вариант бесплатного использования в случае остановки на ночь в гостинице или базе отдыха. В любом случае стоимость 1 квт/ч на медленной заправке в разы ниже, чем на станции с постоянным током. При этом нужно понимать, то потребуется потратить в несколько раз больше времени, чтобы наполнить батарею электрокара.
Во-вторых очень важно скорость передвижения. Если едем в городских условиях, вернуть часть потраченной энергии позволит система рекуперации. А вот на трассе придется немного умерить пыл, чтобы не опустошить батарею в ноль, не доехав до следующей зарядной станции. Ну и, конечно, электрокар не потребует от вас отдельной статьи расходов на ТО, которое позволит подготовить машину к путешествию и привести ее в порядок после того, как вы вернетесь и него полные впечатлений.
Сделаем простой вывод — путешествовать на электромобиле выгоднее, чем на авто с бензиновым или дизельным двигателем. Но вам придется немного перестроиться под технологии будущего, составить грамотный план поездки, в котором будут учтены возможности зарядки и заложить время, если используете медленные станции. Электрокар позволит получить совершенно иные впечатления от путешествия.