Рассмотрев трудности, возникающие у низкорослых мужчин с ношением двубортных пиджаков, можно лишь подивиться тому, что невысокий Хамфри Богарт облачался в двубортные пиджаки, но никогда не выглядел в них смешным. В объяснение этого надо сказать, что все двубортные пиджаки разделяются на два вида: либо они имеют заостренные лацканы, боковые шлицы (или вообще не имеют никаких) и шесть пуговиц, расположенных тремя равноудаленными по вертикали парами, причем расстояние между двумя верхними пуговицами примерно наполовину больше расстояния между нижними, и застегиваются на средние и нижние пуговицы, либо это уже не двубортные пиджаки.
В наше время примерами разных моделей являются пиджаки, которые мы лицезрели на Дэвиде Леттермене и Джонни Кокране. Годами Леттермен не носил никаких других, кроме в высшей степени элегантных двубортных пиджаков. Их главным достоинством было расположение пуговиц, которые образовывали подобие бокала для мартини на двух ножках. Портные называют такие пиджаки «шесть на две» (иногда используется вариант «6×2»), поскольку пуговиц всего шесть: две из них застегиваются, а остальные четыре выполняют декоративные функции. Но костюмы Джонни Кокрана служили образцом самой распространенной разновидности классического фасона: пуговицы на них расположены так, что образуют клин, а пиджак застегивается лишь на две нижних.
Такое расположение называется «шесть по одной». И хотя трапецию не назовешь самым подходящим силуэтом для мужской фигуры, такие костюмы можно увидеть и приобрести повсюду. Пиджак в стиле Леттермена труднее найти, но после приобретения приятно носить. И напротив, пиджак в стиле Кокрана проще купить, но пристойно выглядеть в нем куда сложнее.
Сложности с приобретением пиджаков в стиле Леттермена связаны с тем, что их труднее шить и, следовательно, они не годятся для промышленного производства, а также надо помнить, что вкус у американцев сильно испортился за последнее время. Тем не менее такой фасон отличает универсальность, ибо в зависимости от того, насколько отогнуты лацканы, пиджак можно застегнуть на среднюю пуговицу и придать себе вполне респектабельный вид или на нижнюю пуговицу, чтобы выглядеть неофициально и непринужденно. Пиджаки вроде тех, которые носил Кокран, представляют собой искаженный вариант модели «кент», изобретенной третьим братом герцога Виндзорского специально для низкорослых мужчин. Пиджаки «кент» имеют четыре пуговицы и длинные отложные лацканы, а также высокую застежку, в то время как в других моделях пуговицы расположены значительно ниже пояса, что нарушает пропорции.
Но сколько бы пуговиц ни было у двубортного пиджака, его лацканы всегда будут заостренными, ибо лацканы более широкие, чем воротник — мерзость. Они не только нарушают историческую традицию (ибо двубортный пиджак — прямой потомок фрака, официальной и деловой одежды XIXв., лацканы которого всегда были заостренными) и являются стилистическим оксюмороном (ибо не следует сочетать официальный стиль одежды с неофициальным), но и не выполняют своей основной задачи — создать скульптурную фигуру с широкими плечами, для чего, собственно, и существуют заостренные лацканы. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь взглянуть на двубортные костюмы Алекса Требека, ведущего американской игровой телепередачи Jeopardy!: зарабатывая в отличие от многих гораздо более элегантных людей вполне достаточно, чтобы позволить себе услуги лучших портных, он тем не менее продолжает рекламировать производителей, костюмы которых оставляют желать лучшего. Заостренные лацканы с прорезными петлями должны быть направлены вверх и иметь острые уголки. Некоторые модельеры и портные оставляют небольшой зазор (заметный на костюмах корреспондента CBS News Эда Брэдли), добиваясь старомодного и чуть более непринужденного силуэта; лацканы, край которых обрезан вровень с воротником, острее и аккуратнее. После того как костюм будет найден, примерен и признан удовлетворительным, единственным предметом для беспокойства останется центральная шлица. Если ликвидировать ее, то есть поручить опытному портному зашить шлицу, костюм не будет внушать опасения — при условии, что это достойный костюм, о чем мы поговорим далее.
Совсем иначе обстоит дело с костюмами, как у Кокрана. Пуговицы, посаженные клином, не оставляют и следа от «лжи во спасение», свойственной двубортным пиджакам: вместо того чтобы образовывать прямые линии в области живота и зрительно его подтягивать, они создают отнюдь не лестные диагональные линии, из-за которых талия кажется расположенной ниже, живот разрастается вширь и утрачивает подтянутость, ноги становятся короче — словом, подобная визуализация никому не идет на пользу. По перечисленным причинам вас вполне могут принять за торговца Швейного квартала. Недостаточными окажутся и такие меры, как устранение центральной шлицы или еще какие-нибудь переделки, ведь самый серьезный дефект пиджака — расположение пуговиц и покрой, а их изменить нельзя.
Если мы еще раз рассмотрим двубортные пиджаки Богарта, то увидим, что они очень похожи на пиджаки Леттермена. Следовательно, поскольку Богарт предпочитал приличный фасон вульгарному и обычно застегивал пиджаки только на нижнюю пуговицу, отчего длинный лацкан удлинялся (и становился вертикальной линией), небольшой рост не мешал ему выглядеть элегантно. Но портной привносил в облик Богарта еще один штрих: пришивал пуговицы повыше и поближе друг к другу, уменьшая ширину так называемого «перекрестья» до 12 см и менее. При этом углы лацканов поднимались вверх, образовывая линию, более приближенную к вертикальной. Благодаря всем этим ухищрениям Богарт выглядел более худощавым и рослым, а опасной иллюзии, о которой говорилось ранее, не возникало. Если вдуматься, то неудивительны не только элегантность Богарта, миллиардера Аристотеля Онассиса, а также нашего современника, телеведущего Тони Брауна, предпочитающих двубортные пиджаки, но и трудности, с которыми сталкивались Джеймс Кэгни и Гарри Трумен. Причина проблем последних — неудачный выбор костюмов, а также внешний вид и консерватизм их хозяев.