Несмотря на все достоинства односолодовых шотландских виски, их поклонников насчитывается в мире не так уж и много. Может быть, причиной тому является их чрезмерная крепость, а может быть, слишком высокая стоимость, но, как бы то ни было, сейчас большей популярностью пользуются разные марки смешанного виски. Технология купажирования позволяет не только смягчить односолодовые виски, нейтрализовать их резкость, но и добиться невероятного богатства и разнообразия вкусовых и ароматических оттенков. В состав классического смешанного виски входит обычно до 50 различных составляющих; стоит заменить хотя бы одну из них — и мы уже получим совершенно иную марку. Поэтому производители каждой марки этого напитка тщательно хранят секреты композиции, благодаря чему вкус смешанного виски всегда остается постоянным.
Одно из первых мест по популярности в Великобритании занимает виски Феймоуз Гроуз, обладающее превосходным богатым букетом ароматов и мягким сладковатым вкусом, включающим приятные солодовые и торфянистые оттенки.
Все началось с небольшого бакалейного магазина, купленного Мэтью Глогом; настоящего же признания семейная компания удостоилась лишь в 1842 году, когда в Перт прибыла с визитом английская королева Виктория. Августейшая особа по достоинству оценила талант Мэтью Глога, прекрасно разбиравшегося в любой алкогольной продукции, и назначила его генеральным поставщиком вин к королевскому столу. В I860 году Мэтью сменил его сын Уильям, который оказался не менее удачливым предпринимателем и обеспечил дальнейший расцвет семейного бизнеса. Изначально семейство Глог занималось преимущественно продажей французских вин, но не меньший интерес они проявляли и к виски, понимая, что торговля этим необычайно популярным напитком может приносить хороший доход.
Марка Феймоуз Гроус была создана в конце XIX века племянником Уильяма — Мэтью, и примерно в это же время его дочь сделала первый эскиз логотипа этой торговой марки. Кстати, сначала это виски именовалось просто Гроуз, но вскоре оно стало пользоваться столь широким спросом, что к его названию было добавлено слово famous, что означает «знаменитый». К 1920 году виски стало основным видом алкогольной продукции, производимой и продаваемой компанией Глог.
В английском языке словом grouse обозначается особый вид крупной дикой курицы, поймать которую необыкновенно сложно. Наряду с чертополохом, эта птица является одним из символов Шотландии. Таким образом, само название торговой марки Феймоуз Гроуз в какой-то мере отражает основные достоинства виски: высокая ценность и вековые традиции.
Исторические катаклизмы XX века нисколько не пошатнули престижа семейной компании: успешно преодолев все препятствия на пути развития бизнеса, она продолжает существовать и по сей день. В настоящее время семейная компания Глог насчитывает уже 6 поколений, а виски Феймоуз Гроуз до сих пор остаются самыми популярными из всех выпускаемых ею торговых марок.
Не менее известна в мире торговая марка виски Баллантайнс. Это элитное виски занимает на мировом рынке 3-е место по объему продаж среди всех видов скотча. Основатель компании «George Ballantine & Son» Джордж Баллантайн, выходец из простой крестьянской семьи, начал свою карьеру в 1827 году с довольно невысокой должности в бакалейном магазине. Однако достаточно быстро он проявил большие предпринимательские способности, и в скором времени семье Баллантайн принадлежал уже собственный бизнес. В начале XX столетия компания удостоилась высокой чести быть отмеченной королевской грамотой, что, разумеется, еще сильнее способствовало ее успеху.
Правда, с 1920 года компания перестала быть собственностью семьи Баллантайн: в это время она была продана их партнерам Джеймсу Баркли и Р. А. МакКинли; именно они и зарегистрировали оригинальную торговую марку Баллантайнс. Дела фирмы в их руках пошлинастолько успешно, что в годы сухого закона в США, лишившись важного рынка сбыта, компания стала одной из немногих, кому удалось выжить в столь тяжелых экономических условиях. В настоящее время марка Баллантайнс Вери Олд Скотч Виски, принадлежащая крупной канадской компании «Хайрам Уокер», ни в коей мере не утратила своей былой популярности. С середины 1960-х годов она пользуется огромным спросом не только в пределах родной Шотландии, но и на всем мировом рынке алкогольных напитков.
История старинной шотландской торговой марки Чивас уходит своими корнями в Средние века: впервые эта фамилия упоминается в письменных источниках XIV века. Правда, в то далекое время семейство Чивас еще не имело отношения к виски. В 1838 году Джеймс Чивас объединился с абердинским виноторговцем Уильямом Эдвардом, и с этого момента берет начало существование оригинальной алкогольной продукции Чивас. После смерти Эдварда партнером Джеймса стал некий Чарльз Стюарт, а затем его родной брат Джон Чивас (так в 1857 году была основана компания «Chivas Brothers»). В течение всего этого времени Джеймс успешно экспериментировал с лучшими сортами шотландского солодового виски, создавая все новые и новые купажи. Популярность виски Чивас стремительно росла, и вскоре продукция компании завоевала всю Великобританию.
В 1886 году дело покойного Джеймса продолжил его сын Александр, а после смерти последнего — двое его партнеров. Долгие годы все они стремились к одной цели — неустанно смешивая всевозможные сорта виски, пытались найти идеальную композицию. И в конце концов их старания увенчались успехом: так появилось виски Чивас Ригал. В его состав входят лучшие односолодовые виски Хайленда, а после 12-летней выдержки в дубовых бочках Чивас Ригал достигает совершенства, приобретая великолепный терпкий вкус и богатый насыщенный аромат. Вероятно, не зря этот напиток именуют «шотландским принцем виски»: большинство знатоков утверждают, что на мировом рынке смешанных виски ему нет равных. А один из ведущих работников современной индустрии виски Колин Скотт отзывается о Чивас Ригал следующим образом: «Хороший специалист знает все о тех односолодовых виски, которые он использует. Они столь же уникальны, как люди. Некоторые тонкие, другие потолще. Задача состоит в том, чтобы приготовить смесь наиболее высокого возможного качества, которая должна оставаться таковой из года в год. Я бы описал Chivas Regal как гладкий, богатый сладким, полный, с длинным, долго длящимся дымным привкусом».
Первое место по объему продаж на британском рынке спиртных напитков занимает продукция фирмы «Бэллиз». История этой торговой марки началась в 1840 году, когда ее основатель Артур Бэлл стал деловым партнером шотландского виноторговца Томаса Сандермана. Существует мнение, что Артур Бэлл был одним из первых, кто по праву оценил все достоинства смешанных виски. В частности, ему принадлежит следующее замечание: «Несколько отличных виски, смешанные вместе, приятнее большему количеству людей, чем одно — несмешанное.
Вскором времени Бэлл создал собствен ную компанию, которая в середине XIX века первая среди многих получила официальную лицензию на производство купажированных марок виски. Вплоть до 1896 года Артур Бэлл наотрез отказывался зарегистрировать свою торговую марку, утверждая, что продукция его компании не нуждается ни в каких определениях, поскольку ее качество говорит само за себя.
После смерти Бэлла в 1900 году семейный бизнес возглавили его сыновья — Роберт и Артур — младший. Постепенно дело расширялось, филиалы фирмы «Бэллз» были открыты во многих странах мира — Франции, Италии, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.
В 1942 году, когда братья Бэлл уже были в могиле, компания перешла в руки Уильяма Гована. Именно ему, «последнему барону виски*, фирма «Бэллз» обязана своим статусом ведущей торговой марки Великобритании. В настоящее время она входит в состав компании «United Distillers» — бессменного лидера мировой индустрии виски.
Виски Тичерс Хайленд Крим уже в течение достаточно долгого времени входит в число пяти самых продаваемых виски Великобритании. Но в то же время оно популярно не только у себя на родине — компания «William Teacher & Sons Ltd.» экспортирует свою продукцию в 140 различных стран мира. Уильям Тичер основал свою компанию в 1830 году, и смешанное виски Тичерс очень быстро стало пользоваться популярностью не только в Шотландии, но и во всей Великобритании. Марка Тйчерс Хайленд Крим, созданная в 1886 году, мгновенно завоевала множество поклонников. Прекрасный вкус этого виски во многом объясняется его композицией: в состав напитка входит более 40% лучших односолодовых виски Хайленда, основные из которых Ardmore и Glendronach. Первый компонент дает этому смешанному виски великолепный аромат, насыщенный фруктовыми оттенками, а второй — глубокий, теплый и ровный солодовый вкус.
Разумеется, это лишь малая часть всего огромного разнообразия марок шотландского смешанного виски, представленных на мировом рынке. В числе остальных стоит отметить Аскебаш, Блэк энд Уайт, Джонни Уокер, Джей энд Би, Уайт Хоре, Гранте, Уайт энд Маккей, Глен Кэмпбелл, Хайленд Квин, Инвер Хауз, Айл оф Скай, хотя и это еще далеко не все. Кроме того, эксперименты в области купажирования разных сортов напитка — живой продолжающийся процесс, поэтому вполне вероятно, что в ближайшее время любителям виски представится возможность попробовать и оценить еще не одну новую марку.